вторник, 25 августа 2015 г.

О Хамовниках и Донском монастыре...

Переворот в мозгах из края в край,
В пространстве много трещин и смещений.
В Аду решили черти строить Рай,
Как общество грядущих поколений...
(В.С. Высоцкий)



Сегодня годовщина гибели вот этой молодой женщины. Не знаю, но мне кажется, что она из дворян. Почему-то это заметно.

Был у меня лет двадцать назад такой случай. У нас на техпомощи работал хороший парень Лёша К. Ездил на всём, что ездило. И один раз к нему на работу пришла его жена что-то передать. Я её видел несколько десятков секунд. А потом спросил и Лёши, не из дворян ли его жена. Он очень удивился откуда я узнал. Чего там знать, это же на лице нарисовано.

За эту девушку - Лицинскую Тамару Всеволодовну - много чего говорит в эту пользу.

- Внешность. Это всё же таки - тюремная фотография.

- Отчество. Я что-то с трудом представляю себе пролетария в конце 19-го века с именем Всеволод. Даже Юлиан Семёнов назвал своего героя - Всеволод. Настоящее имя у Макса О́тто фон Шти́рлица было не Макси́м Макси́мович Иса́ев, а Все́волод Влади́мирович Влади́миров.

- Район проживания. Хамовники - это место проживания ткачей. "Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).
Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали «хамовниками». Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лён, в слободе жили мастера, переселенные из Твери. Они были у царя Михаила Фёдоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, и не имели права жить где-либо, кроме своей слободы."
Ткачи - в средние века были привилегированным сословием во многих, если не во всех, европейских государствах. Из них многие роды получали дворянство.

- Обстоятельства социального положения. 27 лет, и студентка 2-го курса. Поступила ориентировочно в 1935-м, когда уже вовсю пыхтел ГУЛаг и стране резко потребовались свои новые квалифицированные кадры. В целом, у "лиц из бывших" были серьёзные проблемы с получением высшего и средне-специального образования. Их просто не принимали в учебные заведения. Но тут были и исключения. Масса народа переписывала свои анкеты, да и потом с этим стало помягче.



Ну а вот здесь её "похоронили". Это недалеко от места её жительства, через речку. Кладбище Донского монастыря. Жуткое место. Но, получше Бутово, всё же. И особой иронией Судьбы следует считать, что очень многие "доблестые чекисты", включая самого Николеньку Ежова, пошли в те же печи крематория Донского кладбища.

Как это было у Высоцкого:
«Но я себя убийством уравнял
    С тем, с кем я лёг в одну и ту же землю...» 


Плохо, что пошли туда не все доблестные чекисты. И ещё хуже, что современные жители Москвы желают восстановления памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Не все, но подавляющее большинство. Что же, они сами выбрали свою судьбу. И мне их совсем не жаль.


А вот эта женщина - Лицинская Тамара Всеволодовна, её тюремный фотопортрет, будет теперь для меня символом потерявшего последний разум народа, свихнувшегося на своём величии...

Комментариев нет:

Отправить комментарий